Взыскание ущерба с виновника дтп сверх лимита по осаго

Виновник ДТП заплатит дважды

Взыскание ущерба с виновника дтп сверх лимита по осаго
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.

В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.

Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.

Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.

Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.

Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.

«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.

— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.

К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.

«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.

— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.

ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.

ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.

«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.

ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.

«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Взыскание ущерба с виновника ДТП в 2019 году: возмещение с ОСАГО и без

Взыскание ущерба с виновника дтп сверх лимита по осаго

Предугадать ДТП невозможно. Судебная практика полна разных дел об авариях и с каждым годом их становится всё больше.

Пострадавшая машина нуждается в ремонте, а потерпевший водитель – в компенсации, нанесённого ему, ущерба. Согласно ГК РФ, у пострадавших в аварии есть полное право на взыскание ущерба с виновника ДТП.

С 2018 года на этот счёт были внесены некоторые уточнения. Как это правильно и законно сделать? Читайте ниже.

Кто возмещает: виновник или страховая?

Чтобы понять, кто несёт ответственность за возмещение понесённых убытков, нужно учитывать несколько факторов.

Страховая потерпевшего выплачивает компенсацию в тех случаях, когда у обеих сторон есть ОСАГО, авария произошла на стоянке машин или количество столкнувшихся автомобилей – 2.

Когда количество столкнувшихся машин достигает 3-х и более, есть раненые лица или погибшие, был нанесён ущерб посторонним людям – обязанность возмещения ложится на плечи страховой компании виновника ДТП.

Обратите внимание: ОСАГО, начиная с 2018 года применяется для выплаты компенсации пострадавшей стороне, а не виновной. Виновный водитель для возмещения своих потерь может использовать КАСКО. А также страховая теперь имеет право не выдавать деньги лично пострадавшему, а самой оплатить услуги по ремонту и лечению.

Если виноватый водитель оказался без ОСАГО либо он есть, но просроченный, то страховая снимает с себя все обязанности по выплате компенсации. И тогда виновник должен сам (добровольно или через суд) возместить убытки.

Важно: от того, насколько серьёзны убытки, будет зависеть ответственность виновного. Если были нанесены лёгкие повреждения пострадавшему – последует гражданское наказание, а если средние, тяжёлые либо со смертельным исходом, то административное и уголовное.

Доказательства для требования компенсации

Согласно новым правилам, начиная с 2018 года, отменяется выдача справки о ДТП сотрудником ГИБДД. Вместо неё оформляется протокол, который и служит основным доказательством вины и правоты. В него вносятся сведения о:

  • дате;
  • времени;
  • месте ДТП;
  • схеме движения столкнувшихся транспортных средств;
  • подробном описании ситуации;
  • списке участников и очевидцев события;
  • показаниях свидетелей;
  • найденных вещественных доказательствах;
  • нарушенных правилах и законах.

К протоколу прикладываются фото и видеодоказательства, а также описание произошедшего с точки зрения сотрудника ГИБДД. Обеим сторонам выдаются на руки оригиналы протокола и постановление о факте нарушения ПДД и возбуждении административного дела.

Возмещение с ОСАГО

Чтобы получить компенсацию от страховой компании виновника, нужно, в течение 3 дней со дня аварии, отправить письменное уведомление в эту компанию о случившемся. В письме важно указать:

  1. Информацию о пострадавшем (Ф. И. О., контактные данные).
  2. Данные о месте нахождении машины.
  3. Сведения о повреждении материального имущества.

Важно: до тех пор, пока сотрудники страховой компании не осмотрят автомобиль и не дадут ему экспертную оценку, нельзя ничего ремонтировать или пытаться исправить. Это можно начинать делать, если в течение 10 дней сотрудники не отреагируют на уведомление и не проведут экспертизу.

В 30-дневный срок, со дня отправки уведомления, нужно оформить заявление о выплате страховки, и собрать пакет документов:

  1. Оригиналы и копии паспорта, ИНН.
  2. Документы на машину (права, доверенность).
  3. Протокол ГИБДД о факте аварии.
  4. Реквизиты для получения выплат.

Интересно: если виновник отказался давать сведения о себе, узнать их можно, обратившись к сотрудникам ГИБДД.

Для избежания ошибок, лучше относить документы в страховую лично, а не отправлять их через онлайн-сервис. Важно сдать документы вовремя, иначе придётся приводить уважительную причину своего опоздания и собирать дополнительный пакет документов.

В течение 2 недель машина должна пройти экспертизу, после чего её владелец получит заключение с указанием суммы, требуемой на ремонт.

При получении положительного ответа, страховая компания сама позаботится об обращении в сервисный центр для проведения ремонта (при условии, что сумма не превышает 400 000 рублей).

Если затраты на ремонт сверх лимита и превышают 400 000 рублей, недостающую сумму владелец может получить от виновного через суд.

Внимание: решение о начислении компенсации должно быть принято не позднее чем 90 дней со дня подачи заявления о страховании. Если компания затягивает этот процесс, то лучше обратиться в суд.

Страховая компания имеет право отказать в выплате компенсации, если водитель:

  • специально создал ситуацию для ДТП, чтобы получить деньги;
  • не выполнял обязанности, прописанные в договоре со страховой компанией;
  • не подал заявления о компенсации в течение года после ДТП (при порче имущества) и в течение 3 лет (при причинении вреда здоровью или жизни).

Возмещение без ОСАГО

Если у виновного в ДТП отсутствует страховой полис (в том числе у пешехода или велосипедиста), то проблему можно решить двумя способами:

  • Мирным путём. Попробовать договориться на месте, объяснив ему, что вызов сотрудников ГИБДД, судебные издержки и пени обойдутся дороже, чем если заплатить деньги добровольно.

При положительном результате, нужно написать расписку, в которой следует указать причину получения денег, конкретную сумму и пункт об отсутствии претензий друг к другу. Расписка защитит пострадавшего в том случае, если виновный захочет впоследствии обвинить его в вымогательстве денег или уйти от ответственности.

Виновный может отдать сумму частично, о чём тоже будет указано в расписке. Но, в таком случае, нельзя писать об отсутствии претензий, ведь потом пострадавший не сможет добиться полного возмещения средств.

  • Через суд. Если виновный отказался выплачивать деньги, нужно вызвать ГИБДД, составить протокол, оформить исковое заявление и обратиться с ним в суд. В заявлении указываются описание дела по ДТП, сумма компенсации и статьи закона, позволяющие требовать эту сумму. К нему прикладываются другие доказательства: заключения экспертизы, протокол ГИБДД, справки из больницы.

Суд внимательно изучит обстоятельства дела и удовлетворит просьбу пострадавшего, если она носит законный характер. Окончательная сумма возмещения устанавливается судьей, с учётом реальных затрат на восстановление автомобиля, лечение пострадавшего, оценки экспертов. Виновному даётся 10 дней на подачу апелляции, по истечении которых он обязан всё выплатить.

Обратите внимание: если виновный погиб в ДТП, вся компенсация ложится на плечи его родственников-наследников.

Варианты компенсации

Пострадавший вправе требовать выплату по нескольким категориям причинённого вреда:

  • без учёта износа. Раньше размер выплаты зависел от возраста автомобиля, с учётом износа. Поэтому пострадавшие получали меньшую компенсацию, а изношенные детали заменяли на новые за свой счёт. Начиная с 2018 года, было введено новое постановление о том, что при аварии не учитывается износ машины. Поэтому страховщики обязаны покрыть все расходы по ремонту автомобиля;
  • упущенная выгода. Если пострадавший предоставит суду доказательства того, что из-за аварии он не мог некоторое время обеспечивать себя материально и его финансовое положение пострадало, то ответчик обязан покрыть и эти расходы;
  • моральный вред. Эту сумму тяжело установить, ведь никакие справки и заключения экспертизы не дадут денежную оценку психологическому состоянию человека после аварии. Обычно реальная сумма выплат в 2-3 раза ниже той, что указана в иске;
  • расходы на похороны. Помимо обязательной компенсации, виновный должен оплатить все затраты, связанные с процессом погребения пострадавшей стороны. Даже уголовное наказание в виде срока в тюрьме, не снимает с него этой ответственности;
  • франшиза. Сумму, которая не компенсируется страховой компанией из-за наличия в договоре франшизы, можно взыскать с нарушителя.

Если у ответчика нет денег, чтобы восполнить затраты истца, суд может постановить: арестовать машину или другое имущество нарушителя для последующей её продажи либо удерживать определённую сумму из зарплаты. Если цена от продажи авто ниже требуемой для выплаты суммы, эти два варианта могут быть объединены и приведены в исполнение.

Особые случаи

Если нарушителем оказался не владелец автомобиля (водитель служебного транспорта либо вождение по доверенности), то вину понесёт хозяин машины. Но владелец, оплатив расходы из-за аварии, может подать в суд на нарушителя и потребовать возмещения всех потраченных средств.

Если виновным в аварии стал иностранный гражданин, то взыскание денег с него будет проходить в том же порядке, что и в других случаях. При игнорировании или уклонении от обязанности – дело будет передаваться в международные органы.

Уплата пошлины

Изначально пошлина оплачивается истцом, но после выигрыша в процессе, эту сумму будет оплачивать ответчик.

Сумма, рубли Пошлина, рубли
До 20 000 400
От 20 000 до 100 000 800
От 100 000 до 200 000 3 000
От 200 000 до 1 000 000 5 000
От 1 000 000 и больше 13 000

При подаче иска с требованием о покрытии морального ущерба, налог составит 200 р.

Когда выплата невозможна

Требование о выплате денег останется неудовлетворённым, если:

  1. Нарушитель скрылся с места аварии и не объявился.
  2. ДТП случилось из-за стихийного бедствия или упавшего дерева (вне зоны обслуживания ЖЭКа).
  3. Экспертиза не установила вину нарушителя, даже несмотря на её подтверждение в протоколе ГИБДД.

Вывод

ДТП не приносит ничего приятного. Но если действовать согласно правилам, описанным выше, можно покрыть вред, причинённый по вине другого человека и начать жить с чистого листа.

Источник: https://AvtoGeek.ru/vzuskanie-uscherba-s-vinovnika/

Взыскание материального ущерба с виновника ДТП сверх лимита ОСАГО + иск в суд на виновника аварии о возмещении разницы между выплаченной страховкой и реальным имущественным вредом причиненным автомобилю

Взыскание ущерба с виновника дтп сверх лимита по осаго

Все мы в своей жизни по пути на работу и обратно подразделяемся на водителей пешеходов и пассажиров. И у каждого из нас есть риск стать участником происшествий на дороге.

Когда это произошло, то неизбежно ставится вопрос о компенсации всех понесенных страданий. Каким же образом осуществить возмещение вреда виновником ДТП сверх лимита ОСАГО?

Расскажем подробно в этой статье и приведем пример искового заявления.

Если произошла авария на дороге, то в любом случае автомобиль является источником повышенной опасности. Тогда вред возмещается виновником события независимо от наличия его умысла во всем случившемся.

Для того, чтобы компенсировать затраты вследствие ДТП, необходимо доказать наличие вины. Это можно сделать посредством решения суда по делу об административном правонарушении.

Когда же последствия происшествия более тяжкие, то виновника может установить приговор по уголовному делу.

В результате произошедшей аварии возможно компенсировать как имущественный, так и вред здоровью. Причем оба эти вида ущерба возмещаются независимо друг от друга.

В случае если выплаты ОСАГО не хватило на ремонт автомобиля, то разницу взыскивают с виновника аварии. Если были жертвы и при наличии оснований, подают исковое заявление о взыскании компенсации за смерть кормильца в ДТП. 

С чего начать взыскание ущерба вследствие дтп с виновника

Для того чтобы осуществить возмещение вреда виновником ДТП, сперва следует определить его сумму. Если речь идет о материальном вреде, то в его состав входят расходы на восстановление здоровья и имущества.

Когда происшествие закончилось смертельным исходом, то виновник должен возместить и все затраты на похороны.

Размер имущественного вреда может складываться из документально подтвержденных затрат. Кроме того, не исключено, что по некоторым позициям может понадобиться и заключение эксперта.

Если же реальный ущерб документами подтвердить нельзя, то суд может взять за основу цены на товары и услуги, действующие в данный конкретный момент времени.

Перед подачей иска в суд рекомендуется направить претензию виновнику ДТП о возмещении ущерба.

Моральный вред пострадавшая сторона оценивает самостоятельно исходя из понесенных ею страданий. Однако суд вправе своим решением уменьшить заявленную сумму, если она будет несоразмерно завышена.

Часть материального вреда может быть возмещена страховыми компаниями как со стороны пострадавшего в ДТП, так и виновника аварии. В этом случае с последнего может быть взыскана сумма, не покрытая страховой выплатой.

Как взыскать ущерб с виновника дорожного происшествия

Итак, когда итоговая сумма ущерба определена, можно готовить исковое заявление в суд. Здесь важно правильно определить ответчика.

Когда причастной к аварии стала машина предприятия, то если происходит возмещение ущерба при ДТП, виновником формально считается именно фирма. В остальных же случаях иск предъявляется непосредственно к водителю машины.

Иск может быть предъявлен как в суд по месту жительства потерпевшего, так и на территории совершения ДТП. В случае когда сумма ущерба не превышает 50 000 рублей, то дело может рассмотреть и соответствующий мировой судья.

При причинении ущерба здоровью, в части его взыскания государственная пошлина не платится. В части взыскания морального вреда подобный платеж все же придется сделать.

При совершении виновником ДТП преступления, требования о компенсации имущественного вреда можно заявить в гражданском иске, адресованном следователю или суду, рассматривающего уголовное дело. Тогда соответствующие суммы будут отражены в отдельном пункте приговора суда.

После того, как сумма ущерба присуждена, виновник должен будет заплатить ее добровольно. В противном случае, в суде берется исполнительный лист и направляется судебным приставам для принудительного взыскания средств.

Как осуществить взыскание разницы с виновника ДТП?

Пример иска к виновнику аварии, если не хватило выплаты ОСАГО на ремонт

В Басманный районный суд города Москвы

107078, г. Москва, ул. Каланчёвская, д.11

Истец: Дмитриев Сергей Степанович

г. Москва, ул. Путинцева, д. 321 кв. 46

Ответчик: Александров Михаил Анатольевич

г. Москва, ул. Тимирязева, д. 21 кв. 89

Третье лицо: ПАО «Росгосстрах»

г. Москва, ул. Садовая, д. 87

Цена иска – 200 000 рублей

Исковое заявление

о взыскании материального ущерба с виновника ДТП

1 августа 2018 года на 325 километре трассы «Москва – Санкт-Петербург» произошло дорожно-транспортное происшествие. Я, Дмитриев Сергей Степанович, ехал на автомобиле ВАЗ 21-09 в сторону Москвы.

На пути движения навстречу мне выехал автомобиль Ford Focus, управляемый ответчиком Александровым Михаилом Дмитриевичем. Произошло столкновение, в результате которого была полностью повреждена передняя часть моего автомобиля.

Прибывшие на место сотрудники ГИБДД составили протокол об административном правонарушении и постановление о наложении на Александрова М. Д. административного штрафа. Виновником ДТП является именно он.

Я обратился в ПАО «Росгосстрах», страховой полис которого имел виновник ДТП. Страховая компания оплатила стоимость ремонта на сумму 400 тысяч рублей, как того требует законодательство об ОСАГО. Однако за полное восстановление автомобиля мне пришлось заплатить еще 200 000 рублей, что подтверждено документами, выданными на СТО.

Согласно статьи 1064 ГК РФ вред, нанесенный собственности, здоровью гражданина, компенсируется виновным лицом в полном объеме. Кроме того, в соответствии со ст. 1072 Гражданского кодекса в случае, если страховой выплаты недостаточно для полной компенсации  ущерба, разницу возмещает обладатель полиса ОСАГО.

На основании изложенной информации, и руководствуясь ст. ст. 1064, 1072 Гражданского кодекса Российской Федерации,

прошу суд:

1) Взыскать с Александрова Михаила Анатольевича в пользу Дмитриева Сергея Степановича 200 тысяч рублей в качестве материального ущерба, причиненного ДТП.

2) Судебные издержки возложить на ответчика.

Приложение:

1) Банковская квитанция по оплате госпошлины.

2) Документы по дорожно-транспортному происшествию.

3) Доказательства получения страхового возмещения по ОСАГО.

4) Акты выполненных ремонтных работ на станции технического обслуживания.

5) Платежный документ по оплате услуг СТО.

6) Копия иска с прилагаемыми материалами для ответчика и третьего лица.

Истец Александров М. Д.

 Иск к виновнику ДТП, если не хватило выплат ОСАГО

Часто страховки ОСАГО мало для того, чтобы компенсировать весь вред, нанесенный ДТП. Тогда недостающую сумму следует взыскивать с виновника дорожного события.

При этом полезно взять на вооружение такие рекомендации:

  1. В ряде случаев целесообразно провести экспертизу, которая определит реальные цифры по ущербу. Инициатором ее может быть и страховая компания.
  2. Важно иметь на руках документы как по получению страхового возмещения, так и доказательства оплаты ремонта за счет личных средств.
  3. С виновника ДТП взыскивается вред не только по имуществу, но и компенсация за увечья здоровью.
  4. Когда происшествие спровоцировал автомобиль предприятия, иск адресуется к не водителю, а к собственнику транспорта.
  5. В иске можно заявить в качестве отдельного требования взыскание морального вреда. Его наличие и величина обосновываются отдельно.

Нужно также правильно рассчитать платеж по госпошлине. В части возмещения телесных повреждений она не вносится. По ущербу машине пошлина рассчитывается по правилам, приведенным в пункте 1 статьи 333.19 Налогового кодекса.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Источник: https://sud-isk.ru/avt-yur/iski-po-dtp/vzyskanie-ushherba-vinovnika-dtp.html

Возмещение ущерба при ДТП виновником: основания, порядок | Правоведус

Взыскание ущерба с виновника дтп сверх лимита по осаго

В данной статье мы подробно расскажем об этапах действия потерпевшей стороны при возмещении ущерба после ДТП виновником. Все подробности истребования материального ущерба, когда следует взыскивать ущерб и что можно требовать в качестве возмещения ущерба, возможность скачать претензию о возмещении ущерба при ДТП.

К сожалению, система возмещения ущерба, действующая на территории Российской Федерации, далеко не идеальна, что подразумевает большое количество различных ситуаций, когда получить причитающиеся денежные средства со страховой компании не представляется возможным либо сумма, выплаченная страховой, не может покрыть расходы на восстановление транспортного средства. В подобных случаях за возмещением материального ущерба после ДТП следует обращаться непосредственно к виновнику аварии. Этот вопрос можно решить в добровольном порядке – вторая сторона полностью покрывает расходы, или в судебном – истребование ущерба происходит через суд путем подачи потерпевшим искового заявление о возмещении ущерба с виновника ДТП.

Когда возмещение ущерба при ДТП нужно требовать с виновника

Практика возмещения ущерба при ДТП показывает, что таких ситуаций, когда выплату денежных средств необходимо требовать с виновника аварии, достаточно много, рассмотрим самые распространенные из них: 

  • Сумма материального ущерба с учетом износа превышает лимит страховой компании. Например, стоимость восстановления транспортного средства составляет 500 000 руб., а лимит страховой компании составляет – 400 000 руб., в этом случае разницу можно взыскать с виновника ДТП.
  • Данные о страховом полисе виновника не известны/виновник аварии не имеет страхового полиса (его полное отсутствие, окончание до момента аварии), равно как и наличие недействительного («липового»). Потерпевший имеет право требовать возмещения ущерба с виновной стороны.
  • Ущерб транспортному средству был причинен не во время движения. Например, при неосторожном открытии двери автомобиля на стоянке один водитель поцарапал транспортное средство другого. Это не является страховым случаем, следовательно, ОСАГО не возмещает страхователю убытки. Материальный ущерб будет возмещать виновник происшествия.
  • Виновником возмещается вред, причиненный жизни и здоровью, если сумма ущерба превышает лимит страховой организации.
  • По ОСАГО не возмещается моральный вред, следовательно, компенсацию морального вреда следует взыскивать с виновника ДТП в судебном порядке.

Что можно взыскать с виновника ДТП в качестве возмещения ущерба

При осуществлении процесса взыскания ущерба с виновника дорожно-транспортного происшествия следует понимать, что возмещение средств производится исключительно с учетом износа транспортного средства.

То есть, вряд ли получится взыскать с виновника денежные средства, потраченные на ремонт автомобиля в полном объеме, поскольку улучшение автомобиля за счет виновного лица считается неправомерным.

Виновник обязан возместить ущерб, а не увеличить стоимость автомобиля потерпевшего за счет установки в ходе ремонта новых деталей. Итак, с виновника ДТП можно взыскать: 

  • возмещение ущерба с учетом износа деталей и стоимости всех работ по восстановлению автомобиля;
  • затраты на эвакуацию автомобиля на сервис или с места аварии и услуги по его хранению;
  • утрату товарной стоимости автомобиля, если ее можно рассчитать. Напомним, что УТСА рассчитывается, если на момент ДТП срок эксплуатации автомобиля не превышает 5 лет или величина эксплуатационного износа не превышает 35 %;
  • моральный вред, если жизни и здоровью потерпевшего в результате ДТП был причинен вред, физические и нравственные страдания;
  • возмещение утраченного заработка, расходов на лечение и реабилитацию, выплат при потере кормильца, при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего;
  • расходы на услуги оценочной компании, услуги юриста, почтовые расходы, а также иные расходы, которые суд признает необходимыми в связи с наступлением дорожно-транспортного происшествия.

Добровольное возмещение ущерба при ДТП виновником

Сразу стоит отметить, что добровольное возмещение ущерба виновником ДТП осуществляется крайне редко, особенно если речь идет о больших суммах.

К моменту обращения к виновной стороне потерпевший должен соблюсти общий порядок процесса возмещения ущерба, следовательно, получить необходимую документацию в ГИБДД, побывать в страховой компании (получить отказ от страховой выплаты либо сумму размером меньше нанесенного ущерба), сделать независимую экспертизу и только потом вести переговоры с виновником ДТП. 

Началом переговоров должна стать досудебная претензия о возмещении ущерба ДТП. Данный документ составляется по примеру заявления о страховом возмещении и должен содержать: 

  • данные виновника аварии;
  • информацию о ДТП;
  • информацию о поврежденном транспортном средстве;
  • данные независимой экспертизы;
  • общую сумму причиненного ущерба, включая все расходы, связанные с ДТП;
  • информацию о страховой выплате;
  • разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба;
  • сумму, которую необходимо выплатить виновной стороне, чтобы снять претензии потерпевшего;
  • данные потерпевшего для переговоров (телефон и адрес).

При составлении досудебной претензии следует обязательно озвучить срок, в который потерпевший предлагает виновнику выплатить указанную сумму, а также форму этой выплаты – наличными либо на счет в банке. К претензии обязательно прилагаются копии всех документов: 

  1. копия акта о страховом случае;
  2. копию постановления, протокола или определения по делу об административном правонарушении;
  3. копию телеграммы с вызовом на осмотр;
  4. копию отчета независимой экспертизы;
  5. копию чеков и квитанций, а также договоров по расходам.

Досудебную претензию о возмещении ущерба при ДТП рекомендуется отправлять ценным письмом с описью и уведомлением о вручении.

Возмещение ущерба при ДТП виновником в судебном порядке

Если виновник добровольно в установленный в претензии срок не возмещает материальный ущерб, причиненный им в результате дорожно-транспортного происшествия, потерпевшая сторона имеет право урегулировать спор в судебном порядке. Для этого потребуется составление искового заявления о возмещение ущерба в результате ДТП и копии и оригиналы всех имеющихся документов.

Исковое заявление подается по месту жительства виновника ДТП, при этом обязательно оплачивается государственная пошлина. Иск может быть рассмотрен мировым судьей – если цена иска не превышает 50 000 руб. или в районном суде – при цене иска свыше 50 000 руб.

Величина морального вреда определяется в ходе судебного процесса и не входит в сумму иска, а также не облагается пошлиной. 

Важно! Все расходы, которые несет истец о время судебного процесса, могут быть включены в итоговый размер ущерба, в том числе сумма госпошлины и стоимость услуг юриста. 

Претензия о возмещении ущерба ДТП

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/auto/vozmeshhenie-ushherba-pri-dtp-vinovnikom

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Взыскание ущерба с виновника дтп сверх лимита по осаго

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Тропа закона
Добавить комментарий